Пятидневка в школах России 2019: Путин не принял закон
Пятидневка в школах России 2019 – Путин так и не принял закон, а дети продолжают учиться с увеличенной нагрузкой.
Уже несколько лет идет обсуждение закона об обязательном переходе всех школ России на пятидневное обучение.
В последние годы школы в Подмосковье, Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах перешли на новый график самовольно, а вот в том же Краснодаре, где с подачи мистера Ипотеки выросло много новостроек, но не было построено практически ни одного среднего образовательного учреждения, о такой реформе и мечтать не могут (в начале учебного периода одна школа набрала аж 22 первых класса).
Министр образования тоже за последние недели на этот счет не делал никаких заявлений. Очередное 1 сентября наступило, а многолетняя проблема так и осталась не решенной.
Растят рабов, а не ученых
Каждый понимает, что в российских школах при высокой нагрузке, крайне неэффективное обучение. Особенно страдают ученики специальных школ, например, православных гимназий, где у детей вообще нет выходных. В субботу они учатся, а в воскресение их заставляют идти на воскресную службу в храм. Многие дети вместо радости это воспринимают как наказание.
Ребят не тольколишают детства, у них элементарно падает иммунитет. Да и в обычных школах ребенок, вместо того, чтобы нормально выспаться в субботу и погулять, должен идти на уроки.
Мало времени остается на секции и другие занятия – вместо ученых, музыкантов, писателей, растет новоепоколение рабов, которые и знаний не получают нормальных, и творчески не могутразвиваться.
В художественных и музыкальных школах пустые классы – дети не выдерживают дополнительной нагрузки.
Недостатки пятидневки в школах России:Недостаток № 1: Ребенок не высыпается.Недосып особенно проявляется у детей, которые учатся в первую смену. От недосыпания снижается иммунитет. Недостаток № 2: Ребенок не успевает отдохнуть от учебы.По факту у ребенка нет свободного дня, который бы он мог полностью оторваться от уроков и книжек, побегать на улице или провести с семьей. Ведь в воскресение он вынужден садиться за уроки. От этого не только падает интерес к учебе, но и появляется настоящее отвращение к школе. Недостаток № 3: Родители не видят ребенка.Большая часть российских родителей, впахивающих за копейки всю неделю, не могут из-за школьной шестидневки побыть с детьми, сходить куда-то всей семьей. Из-за такой скотской жизни даже дети перестают спасать семейное счастье. Семьи рушатся, люди – несчастны.Недостаток № 4: Нет отдыха и учителям.Учителю тоже надо отдыхать, у него должны быть два выходных дня. У преподавателей тоже есть свои семьи, а ведь еще нужно проверять тетрадки, готовиться к урокам.Недостаток №5: Экономические факторы.Пятидневка нужна даже с точки зрения экономии бюджета. 4 дополнительных рабочих дня в месяц дорого обходятся школе. Ведь столовая, медпункт, гардероб, уборщицы и так далее тоже должны работать. Плюс коммунальные услуги. |
Российская система образования, разработанная еще при Ильиче, работает ужасно – это видно по отсутствию технологий, знания иностранных языков и основного кругозора у выпускников.
В Европе, где базовая школа длится полноценных 12 лет, у школьников нет таких высоких нагрузок, а в последние 2 года школьникамвычитывается базовый уровень из программы, аналогичной 1-2 курсам наших ВУЗов.
То есть, они изучают высшую математику, психологию, естествознание и другиепредметы, находясь после окончания школы на уровне гораздо более высоком, чемроссийские абитуриенты.
Потом 3 года в университете – и человек получает высшеепрофильное образование, а если хочет учится дальше – может получить диплом магистра.
В России не хотят, чтобы ребенок долго учился. Армии нужно пушечное мясо, государству – налогоплательщики. Уменьшать же количество часов обучения власти не хотят – стыдно перед теми же европейцами. Поэтому, впихивая в 11 лет норму по часам, без шестидневки не обойтись. Была бы возможность – сделали бы и воскресение учебным днем.
Пенсионный возраст увеличивают, время учебы сокращают, впихивая часы в короткую неделю. Продление образования на 1 год и сокращение недели до 5 дней без увеличения нагрузки решит эту проблему.
Так что о пятидневке в школах России в 2019 году закон пока не был принят, а Путин, похоже, не собирается реформировать систему образования.
Его правительству необходимы квалифицированные военные, тупые спортсмены и простые рабы, которых с детства приучают жить от звонка до звонка без права на отдых.
А полноценные образованные люди, способные поднять страну и оторвать ее от нефтяной трубы, творческие личности, изобретатели, музыканты, поэты и художники стране не нужны.
Последние новости
Сентябрь 2019. С началом учебного года некоторые родители стали высказываться против пятидневки. По их мнению, дети позже приходят со школы, у них не остается времени на секции.
Проблему можно было бы решить переходом на европейскую систему образования с 12-классами обучения, но правительство боится увеличения нагрузки на бюджет.
Июль 2019.
Ярославль присоединяется к пятидневке! Подключили начальную школу, сейчас на очереди 5-7 классы, остальные параллели будут введены выборочно. Движение в России, определенно, укрепляет позиции.
Май 2019. Министр просвещения РФ Ольга Васильева выступила за шестидневную неделю обучения. Она отметила, что только при таком графике “возможно углубленное изучение предметов”. Так что курс на сохранение крайне неудобной формы обучения диктуется свыше.
Апрель 2019. Ульяновск, Мурманск, Уфа – процесс внедрения пятидневки в школах РФ идет, но медленно. Инициативу родителей тормозит правительство. Вводятся дополнительные обсуждения, рассмотрения, тогда как на носу выпускные экзамены, и у детей нет лишнего дня для самостоятельной подготовки.
Март 2018. Педагоги Нового Уренгоя оценили преимущества пятидневной формы обучения. По их словам, эффективность обучения повысилась – ученики стали организованнее, приходят на новую неделю отдохнувшими. Из 18 школ в городе 10 перешли на 5-дневку.
Февраль 2019. В Башкирии вводят пятидневку, правда в ущерб национальному языку. В Сургуте общественники подали петицию о переходе на пятидневное обучение в городе.
Январь 2019. Во многих городах России прошли открытые ания по поводу введения пятидневки в школах. В Красноярске 35% школ уже перевели на 5 дней обучения, в Самаре перешли более 70% школ, продолжаются слушания в Сыктывкаре, Сургуте, Ульяновске.
Источник: https://novosti-online.info/1425-pyatidnevka-v-shkolah-rossii-zakon-ne-byl-prinyat.html
Пятидневка в школах в 2018-2019 году
Реформирование системы образования затрагивает практически все стороны жизни учителей и учеников, от формата сдачи ЕГЭ до графика, по которому работают те или иные учебные заведения. Ни для кого не секрет, что в России. Как и во многих других странах, есть школы, работающие по 5-тидневному графику и школы, в которые необходимо посещать 6 дней в неделю.
Быть или не быть шестидневке? Над решением этого вопроса на протяжении многих лет работ психологи, педагоги и ученые, но еще более активно эта тема обсуждается в родительских кругах.
Скажем прямо – перспектива рано вставать в свой законный выходной, что бы собрать ребенка в школу, да еще и необходимость корректировать свои личные планы с учетом работы учебного заведения нравится далеко не всем родителям.
Так что же ждет нас относительно пятидневок в 2018-2019 учебном году? Давайте разбираться.
Отменят ли шестидневку в ближайшее время?
Известно, что существует несколько петиций, собравших большое количество подписей с просьбой о пересмотре графика работы школ с установленным 6-тидневным графиком. Но и в 2019 учебном году график работы каждой отдельно взятой школы, будет ли это пятидневка или шестидневка, будет принимать непосредственно руководство учебного заведения.
Многим кажется, что министерство просто упорно не желает удовлетворять требования родителей, которые вышли на борьбу за дополнительный выходной день для школьников.
Но так ли это? Действительно ли можно взять и одним приказом навсегда отменить рабочие субботы для детей и учителей? Что бы понять сложность этой проблемы настойчивым родителям стоило бы лучше изучить законодательство и учебную программу.
Почему существует шестидневка?
Необходимость задействовать субботу в большинстве случаев продиктована тем, что даже при огромном желании невозможно распределить учебные предметы для учеников 6-11 классов на 5 учебных дней, если учесть все существующие для предметов коэффициенты и санитарные требования.
Не углубляясь в тонкости составления расписания большого учебного заведения, приведу для примера такие нормы:
- математика, физика, языки и некоторые другие дисциплины не должны назначаться на первые и последние уроки;
- предметы, на которых особенно важна усидчивость ребенка, не должны стоять после физкультуры;
- в один день нельзя перегружать школьников (тут существуют определенные коэффициенты, таблица которых пользуются завучи при составлении расписаний);
- учителя предметники не должны читать более 3-х уроков подряд (эта норма, конечно, у нас часто нарушается);
- предметы, изучаемые более 1 раза в неделю, стоит расставить с определенным интервалом.
Это лишь малая доля существующих ограничений. Добавьте к этому деление классов на 2 (а иногда и 3-4) подгруппы и получите нерешаемую задачу. И это не преувеличение. Большинство автоматизированных сервисов по составлению расписаний реально не справятся и спросят, какое из «важных министерских правил» можно проигнорировать.
Плюсы шестидневной учебной недели
- правильно распределенная учебная нагрузка;
- меньшее количество уроков в день;
- меньшее количество домашних заданий, со дня на день;
- больше возможностей для посещения детьми кружков и секций;
- возможность начинать рабочий день немного позже, чем школы с 5-тидневкой.
Минусы шестидневки
- устоявшееся негативное отношение к обучению в субботу;
- прогулы уроков без уважительных причин и часто с ведома родителей;
- конфликт с убеждениями некоторых вероисповеданий, где работа и даже учеба в субботу считается неприемлемой;
- праздничные дни, попадающие на субботу, не переносятся, как для организаций с пятидневной трудовой неделей.
Мифы о шестидневке
Так ли ужасен 6-й рабочий день для школьника?
На самом деле, далеко не все настолько печально. Подавляющее большинство учебных заведений придерживаются таких правил:
- По субботам не учится младшая школа и 5-е классы.
- На 6-й учебный день выносятся предметы, которые не нагружают детей.
- В субботу ставят обычно 4 (крайне редко 5) уроков.
- Суббота объявляется «днем без формы».
Право выбора
Подобная проблема характерна не для всех школ. Как правило, не помещается в пятидневное расписание в гимназиях, лицеях и специализированных школах с углубленным изучением определенных предметов.
В результате родителям приходится выбирать между такими вариантами:
- Обычная общеобразовательная школа, в которой ребенок будет учиться 5 дней, но изучать все предметы на уровне «стандарт»;
- Специализированная школа или гимназия с 5-тидневкой, где ребенку придется ежедневно высиживать по 8 уроков (и соответственно готовить домашнее);
- Учебное заведение с углубленным изучением определенных предметов, в котором у ребенка будет 6-7 уроков в день, но 6 дней в неделю.
Узнать, какой график ожидает ребенка в будущем можно и нужно еще на этапе выбора школы. Если в приоритете качественное конкурентное образование, то проблема рабочей субботы не так актуальна, как качество педагогического состава и условия, в которых будет учиться ребенок.
Конечно, возникает новый вопрос – нельзя ли, добавляя в специализированных школах часы на предметы профильного цикла уменьшать часы на дисциплины, которые детям, определившимся с профилем, точно не пригодятся? Но это уже совершенно другая тема, требующая пересмотра списка предметов вариативной и инвариативной составляющей отечественного образования.
Источник: https://2019-god.com/pyatidnevka-v-shkolax-v-2018-2019-godu
Дай пять или как школе перейти с шестидневной учебной недели на пятидневную
Чтобы сменить режим учебной недели с шестидневного на пятидневный, выполните комплекс организационных мероприятий. Разделите работу на два этапа – мероприятия, которые надо выполнить в ходе подготовки и при переходе на новый режим учебной недели. В рекомендации – пошаговые мероприятия по каждому этапу и образцы документов.
Какие требования учитывать при смене учебного режима
При подготовке и при переходе на новый режим учебной недели учитывайте положения:
- федерального законодательства и локальных актов образовательной организации, определяющих требования к организации образовательной деятельности;
- СанПиН школы;
- региональных и муниципальных нормативных актов.
Пример регионального регулирования: рекомендации по переводу на пятидневную учебную неделю учащихся начальной и основной школы
В Республике Мордовия рекомендации по переходу на новый режим учебной недели разработало Министерство образования (письмо от 10.11.2017 № 5303). В рекомендациях ведомство дало разъяснения, как привести в соответствие:
- правовую базу школы;
- основные образовательные программы начального и основного образования в соответствии с требованиями ФГОС и ФКГОС;
- режим занятий для учащихся в соответствии с требованиями СанПиН школы.
С какого периода менять продолжительность учебной недели
Федеральное законодательство не определяет четких сроков, с которых школа может перейти на пятидневную учебную неделю. Однако рекомендуем переходить на новый режим с нового учебного года.
Также переход возможен с нового полугодия или учебной четверти.
Смена графика именно в такие периоды времени позволяет детям и педагогам проще адаптироваться к новым условиям, а администрации школы – организовать образовательную деятельность.
Совет: планируйте переход на пятидневную учебную неделю заблаговременно, например, минимум за четыре месяца. В этот срок школа сможет выполнить установленные законодательством требования и реализовать организационные мероприятия.
Составьте график перехода. Так вам будет проще контролировать процесс перехода на новый учебный режим. В графике перечислите мероприятия, которые требуется выполнить при переходе, сроки их выполнения, фамилии и должности ответственных работников. В качестве примера используйте График перевода обучающихся на пятидневную учебную неделю
Ситуация: могут ли органы управления образования или родители учащихся обязать школу перейти на пятидневную учебную неделю
Нет, не могут.
Инициатором изменения продолжительности учебной недели может быть любая сторона образовательных отношений – педагоги, учащиеся, их родители и т. д. Однако решение о смене продолжительности учебной недели школа принимает самостоятельно (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Ситуация: можно ли перевести на пятидневную учебную неделю учащихся 5–8-х классов, а учащихся 9-го класса оставить на шестидневной
Да, можно.
Школа вправе установить для учащихся одного уровня образования разную продолжительность учебной недели. При этом школа обязана соблюсти требования СанПиН школы и требования федерального государственного стандарта общего образования.
Обучаем персонал и учимся сами!
- Эффективно используем кадровые ресурсы, совмещаем 2 должности в 1 лице;
- Повышаем качество выполнения должностных обязанностей;
- Находим новые источники ресурсов;
- Выявляем скрытые способности и резервы сотрудников для достижения целей организации.
Специальное предложение для руководителей!
Выбираем любой пакет всего за 40 000 руб. до 28 декабря!
Внимание стоимость пакета без акции от 120 000 рублей.
-
- Пакет «Профессиональный» — это 10 программ профессиональной переподготовки и 5 программ повышения квалификации на ваш выбор.
- Пакет «Профстандарт» — это 5 программ профессиональной переподготовки и 10 программ повышения квалификации на ваш выбор.
- «Бизнес-пакет» — это 2 программы профессиональной переподготовки и 20 программ повышения квалификации на ваш выбор.
На сайте вы можете самостоятельно выбрать любые программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации и включить их в выбранный вами пакет.
Выбираем программы >>
Как подготовиться к переходу на новый учебный режим
Готовьтесь к переходу на пятидневную учебную неделю в четыре шага.
Шаг 1. Выясните, есть ли в школе условия
Чтобы выяснить, может ли школа перейти на сокращенный режим учебной недели, проведите обследование. Для этого сформируйте рабочую группу. Поручите ей проанализировать, как и на что может повлиять новый учебный режим, например:
- хватит ли учебных кабинетов для проведения дополнительных занятий в будние дни;
- не превысит ли ежедневное количество уроков максимальных нормативов, установленных в СанПиН школы;
- позволяет ли переход на новый учебный режим специфика основной образовательной программы;
- не будет ли превышен лимит еженедельной продолжительности рабочего времени педагогов;
- не помешает ли продолжительность новой учебной недели проведению занятий по дополнительным образовательным программам;
- не приведет ли изменение режима к обучению детей в три смены.
Также поручите оценить преимущества и недостатки перехода школы на новый учебный режим. Результаты обследования обяжите отразить в отчете.
Примерный перечень плюсов и минусов перехода на пятидневную учебную неделю
Плюсы | Минусы |
На три часа уменьшится максимальная допустимая недельная нагрузка | Возрастет ежедневная учебная нагрузкаСократится объем учебного плана |
Появится дополнительный выходной, который позволяет учащимся и педагогам уделить больше времени отдыху и подготовке к новой учебной неделе | Будет отсутствовать возможность организовать углубленное изучение учебных предметов |
В субботу школа сможет проводить массовые мероприятия без отмены занятий | Учащимся придется готовить больше домашних заданий в течение недели |
Школа сэкономит на коммунальных платежах за счет дополнительного нерабочего дня, а родители – на питании ребенка и транспорте | Возможен переход на двухсменный учебный график из-за нехватки учебных помещений |
Ситуация: сократится ли зарплата учителей при переходе школы на пятидневную учебную неделю
Не сократится, если общий объем часов учебного плана основной образовательной программы останется без изменений.
Зарплата учителей не зависит от числа учебных дней. Если при переходе на новый учебный режим сократится объем учебного плана, то уменьшится объем учебной нагрузки учителей, а следовательно, и их зарплата.
Ситуация: надо ли школе согласовывать переход на пятидневную учебную неделю с территориальными органами управления образованием и Роспотребнадзором
Нет, не надо.
Решение об изменении продолжительности учебной недели школа обязана согласовать с управляющим советом. Кроме того, школа должна учесть мнение учащихся, их родителей и педагогических работников.
Такие правила установлены в части 3 статьи 30 Закона № 273-ФЗ и письме Минобрнауки от 22.10.2015 № 08-1729.
Шаг 2. Изучите мнение учащихся и их родителей
Чтобы изучить мнение учащихся и их родителей, составьте анкету и разместите ее на информационном стенде и видных местах школы, например, при входе, около пункта охраны и раздевалки (ст. 29 Закона № 273-ФЗ). В качестве примера используйте Анкету для родителей «Переход школы на пятидневную учебную неделю»
Кроме того, поручите классным руководителям провести для детей классные часы, а для родителей – родительские собрания.
На них поручите рассказать о предметах, которые будут исключены из образовательной программы, плюсах и минусах перевода учащихся на пятидневную учебную неделю.
По итогам обсуждения обяжите раздать анкеты, чтобы узнать окончательное мнение учащихся и их родителей. Результаты опросов обобщайте в справке, которую рассматривайте на заседании управляющего совета школы.
Совет: создайте на официальном сайте школы онлайн-анкету. Такой способ опроса позволит директору узнать мнение большинства участников образовательного процесса, а учащимся и родителям будет удобнее отвечать на вопросы.
Кроме того, опрос через интернет позволит автоматически обработать результаты и представить аналитику в виде готовой таблицы или диаграммы. Также респонденты опроса смогут увидеть текущие итоги ания.
Это повысит доверие к результатам опроса и обеспечит информационную открытость действиям организаторов.
Сформировать анкету в интернете можете через различные облачные сервисы, например, через систему гугл-опросов. Разослать родителям ссылку на онлайн-анкету поручите классным руководителям. Это можно сделать по e-mail или через мобильные мессенджеры – WhatsApp, Viber, Skype.
Шаг 3. Изучите мнение педагогов
Мнение педагогического коллектива изучите на заседании педагогического совета.
В начале заседания доведите до сведения работников информацию, которая повлияет на их работу, приведите примеры из практики, проанализируйте различные педагогические ситуации по вопросу изменения продолжительности учебной недели.
Затем предложите педагогам заполнить опросные листы. Результаты опросов пропишите в протоколе, который представьте для ознакомления на заседании управляющего совета. В качестве примера используйте Протокол заседания педагогического совета.
Шаг 4. Согласуйте решение с управляющим советом
Чтобы согласовать новую продолжительность учебной недели с управляющим советом, созовите плановое или внеочередное заседание.
На нем выскажите предложение о новой продолжительности учебной недели, начале и окончании занятий, представьте отчет об условиях перехода. Также приведите результаты опросов педагогов, школьников и их родителей.
Затем вынесите вопрос на обсуждение и ание. Ход и итоги заседания закрепите в протоколе. В качестве примера используйте Протокол заседания управляющего совета
Внимание: если на пятидневную учебную неделю переводите сразу всех учащихся, то на заседании управляющего совета согласуйте вопрос об изменении режима школы (письмо Минобрнауки от 22.10.2015 № 08-1729).
Как перейти на новый учебный режим
Чтобы перейти на новый режим учебной недели, выполните шесть шагов.
Шаг 1. Издайте приказ о переходе
Приказ о переходе на пятидневную учебную неделю составляйте в свободной форме. Пропишите в нем категорию учащихся, для которых меняете продолжительность учебной недели, и срок, с которого она начнет действовать.
Если в связи со сменой продолжительности учебной недели меняется режим работы школы, в приказе пропишите пункт об установлении работникам новой продолжительности рабочей недели.
В качестве примера используйте Приказ о переходе школы на пятидневную учебную неделю
Внимание: не дублируйте в приказе мероприятия, которые прописали в графике перевода.
Шаг 2. Внесите изменения в основные образовательные программы
Изменения в основные образовательные программы соответствующего уровня общего образования вносите в:
Раздел основной образовательной программы | Какие части программы надо составить заново |
содержательный | · рабочие программы по предметам учебного плана;· рабочие программы курсов внеурочной деятельности; |
организационный | · учебный план;· план внеурочной деятельности;· календарный учебный график. |
Шаг 3. Внесите изменения в локальные акты
Изменения вносите в локальные акты школы, в которых прописан режим занятий учащихся. Если перевод учащихся на новую учебную неделю меняет режим работы школы, то изменения также внесите в локальные акты, в которых прописан режим рабочего времени работников.
После того как утвердите изменения в локальные акты, ознакомьте с ними всех работников под подпись. До внесения изменений в правила учтите мнение профсоюза (ст. 372 ТК).
Источник: http://anna-muratova-school.ru/news/day-pyat-ili-kak-shkole-pereyti-s-shestidnevnoy-uchebnoy-nedeli-na-pyatidnevnuyu/
Пятидневка в школах в 2019-2020 году
Из года в год ученики и родители в разных регионах России задают один и тот же вопрос – будет ли введена пятидневка в школах страны, и, судя по всему, в 2019-2020 году данная проблема будет стоять также остро, а дебаты между сторонниками и противниками учебы по субботам, не утихнут.
Предлагаем разобраться, почему на сегодняшний день во многих школах России не введена такая желанная для многих пятидневка, а также узнать, какой прогноз для решения данного вопроса в 2019-2020 году.
Норма закона
Согласно закону РФ «Об образовании», рабочий график для определенного учебного заведения устанавливается по решению администрации и педагогического коллектива с учетом специфики учебно-воспитательного процесса.
Это значит, что только руководство школы, лицея или гимназии вправе решать, будут ли проводиться в учебном заведении уроки по субботам и для каких классов будет установлена 5-дневная, а для каких 6-дневная учебная неделя. Решение принимается не директором единолично, а всем педагогическим коллективом с учетом:
- возможной учебной нагрузки на детей при разных графиках работы;
- общего количества предметов, изучаемых в младшей, средней и старшей школе;
- заполняемости учебных кабинетов;
- штата учителей предметников и их нагрузки;
- наличия деления классов на группы на определенных уроках.
Пятидневка в школах – За и Против
Пятидневная рабочая неделя считается приоритетной и рекомендована всем учебным заведениям, если существует реальная возможность выстроить такой график работы.
Сторонники пятидневки приводят такие аргументы в поддержку своей позиции:
- У ребенка должно быть более одного дня на отдых, что бы отвлечься от учебы и заняться своим хобби.
- Два выходных подряд – это возможность больше общаться детям и родителям.
- Пятидневка не нарушает график семьи, ведь для большинства работающих родителей суббота – выходной день.
- Имея два свободных дня подряд, семьи смогут организовать совместный отдых, поездки на дачу или к родственникам.
- Исходя из производственного календаря, именно 5-дневная неделя позволяет в полной мере воспользоваться преимуществами, которые предоставляют государственные праздники и действующая система переноса «красных дней календаря», припадающих на выходные.
Эти заявления близки каждой российской семье, ведь никому не хочется вставать «чуть свет» и собирать ребенка в школу, когда ты сам выходной и можешь дольше понежиться в кровати. Да и детям крайне тяжело отправляться на учебу зная, что вся семья в этот день дома и отдыхает.
Но, представленные аргументы хороши для идеального формата семьи, в которой родители заботятся о детях, интересуются их развитием и досугом, прикладывают усилия для того, что бы каждый день сына или дочери был наполнен яркими эмоциями, новыми впечатлениями и познавательной активностью.
Говоря о том, что ребенок должен как можно больше времени проводить дома, мы забываем, что существует масса семей, в которых дети на выходных не отходят от компьютера или телевизора и попросту надолго остаются без присмотра взрослых. Вспомните, когда последний раз вы были со своим ребенком в музее? Задумайтесь, как обычно проходят выходные в вашей семье? Честно ответьте себе на вопрос – а изменилось бы что-то, кроме возможности выспаться в субботу?
Кому необходима шестидневка?
Для многих общеобразовательных учебных заведений РФ 5-дневная рабочая неделя является нормой.
Но, отменить субботу для всех учебных заведений России одним указом невозможно, ведь существует достаточно много гимназий, лицеев и специализированных школ, в которых ребята помимо базовых предметов изучают ряд дополнительных дисциплин, что существенно увеличивает учебную нагрузку.
В таких школах даже при условии 6-дневной учебной недели у детей ежедневно стоит в расписании по 7 уроков. Что бы освободить субботу зачастую мало просто доставить 8-е уроки, а необходимо еще урезать часы на преподавание какого-то предмета, что уже идет вразрез с основным документом, регламентирующим образовательный процесс.
И уж конечно, не может идти речь о пятидневке в тех немногих школах, где ввиду нехватки учебных аудиторий еще сохранилась вторая смена.
Если представить, что пятидневка стала обязательной в школах России в 2019-2020 году, то учащимся специализированных школ и гимназий пришлось бы столкнуться с такими серьезными проблемами, как:
- Усилившаяся нагрузка, ведь готовить ежедневно пришлось бы по 8 уроков (некоторые предметы в таких школах преподаются 3-4 раза в неделю, и фраза «учить на выходных» тут не применима).
- Практически полное отсутствие свободного времени на протяжении учебной недели.
- Невозможность посещать кружки и секции в других образовательных учреждениях, ведь 8 урок обычно заканчивается около 16:00 (в зависимости от начала первого урока), а ребенку по нормам необходимо как минимум перекусить, прежде чем отправиться на музыку, танцы или спортивную тренировку.
- Кружки в школе будут проводиться на 9 уроке (что для многих учащихся будет означать уже не 8, а все 9 уроков подряд).
- Возрастающая психологическая нагрузка, ведь очевидно, что в таких условиях ребенок просто физически будет не в состоянии успеть выполнить все задания и выкроить хоть немного времени на отдых.
Обсуждая вопрос учебного графика, родители редко вспоминают о людях, которые учат их ребят в школах, но не стоит забывать и об этой стороне вопроса.
Учитель тоже человек, и провести яркий, интересный и насыщенный 7-й или 8-й урок ему также сложно, как и ребятам воспринимать новый материал по физике или математике в конце рабочего дня.
В результате пострадает качество обучения, что, естественно, недопустимо для занимающих высокие позиции гимназий, лицеев и школ и углубленным изучением профильных предметов.
На самом деле, учителя, которым приходиться читать предметы в субботу, тоже сталкиваются с рядом проблем и прежде всего это:
- отсутствие у детей необходимого настроя, особенно на первом уроке;
- частые прогулы без уважительной причины, что создает серьезную проблему, если урок проходит 1 раз в неделю;
- собственно, необходимость работать в субботу, что автоматически означает либо разорванный график выходных, либо только 1 выходной в неделю, что является нарушением, но имеет место в сегодняшних реалиях.
Возможен ли компромисс?
Стремясь оптимизировать учебный процесс, многие учебные заведения утверждают разные графики работы для начальной, средней и старшей школы, устанавливая для 1-4 классов 5-дневный график обучения, а для старших (как правило, профильных) классов – шестидневку.
Стремясь облегчить для ребят субботу, на этот день стараются выносить неоцениваемые предметы, дисциплины творческого цикла и физкультуру.
Во многих школах последний день рабочей недели объявляют «днем без формы», что особенно нравится детям, ведь позволяет проявить свою индивидуальность.
В субботу часто проводят школьные мероприятия и экскурсии, что объединяет коллектив и наполняет жизнь школьников яркими красками.
Быть ли пятидневке в 2020 году?
Как бы ни хотелось ученикам, родителям и учителям, получить свой законный выходной, в 2019-2020 году, как и ранее, будут два типа школ:
- Общеобразовательные, в которых предметы преподают на уровне «стандарта», и можно безболезненно установить 5-дневную учебную неделю.
- Специализированные, в которых старшие классы (а иногда и малыши) однозначно будут учиться по субботам.
Что делать родителям?
На самом деле, родителям необходимо серьезно относиться к выбору школы, оценивая не только интерьер учебных кабинетов и близость к дому, а и другие важные аспекты:
- наличие специализации в старшей школе;
- график обучения для 1-4, 5-9, а также старших классов;
- дополнительные возможности, которые предлагает школа – кружки и секции.
Если уже так получилось, что ребенку предстоит учиться по субботам, лучшее, что могут сделать родители – это поддержать его и правильно настроить. Ни в коем случае нельзя каждый раз проявлять недовольство рабочим графиком и школой в целом.
Лучше дайте сыну или дочери понять, как вы гордитесь тем, что он учится в хорошей школе и получает достойное образование, обязательно акцентируйте внимание на каждых, пусть даже самых незначительных с точки зрения взрослого человека, достижениях.
А если чувствуете, что и вы и ребенок совершенно не готовы преодолевать такие сложности, то просто подберите школу с 5-дневным графиком обучения, ведь каждый из нас имеет право выбора. Это избавит вас от лишнего стресса… по крайней мере на тот период, пока не придет время задуматься о близости ЕГЭ и качестве образования, полученного ребенком.
Преимущества и недостатки пятидневной учебной недели
Некоторые родители еще на начальной стадии подготовки к занятиям интересуются будет ли в школе пятидневка или детям потребуется заниматься и в субботу.
При этом есть как сторонники каждой системы обучения, так и противники.
Логика каждого из них понятна — одни за то, чтобы у детей было больше времени на отдых, другие считают, что школьников надо занимать по максимуму, не давая шанса заниматься ерундой.
С одной стороны желающие занять детей полезным делом правы, но не лучше ли отправить их тогда на кружки или в секции, чтобы ребятишки развивались разносторонне, получая от этого удовольствие, а не уныло сидели в школе. Впрочем, можно заранее изучить плюсы и минусы пятидневки, чтобы понять подходит ли такая система организации занятий.
Плюсы пятидневного обучения больше носят семейно-дружеский характер:
- Родители имеют возможность не вставать с раннего утра по субботам.
- Наличие 2 выходных дает возможность проводить больше времени с семьей и друзьями.
- Большее количество свободного времени в выходные позволяет чаще выезжать на природу.
- Школьник может регулярно посещать старших родственников, не тратя единственный выходной.
- Даже при выполнении объемного домашнего задания у ребенка сохраняется хотя бы один день отдыха.
Только не стоит забывать, что наравне с плюсами существуют и минусы. В пятидневке они заключаются в повышении умственной, эмоциональной и даже физической нагрузки. Возросшее количество уроков оставляет меньше свободного времени вечером, а секции, кружки, хобби и домашнее задание никто не отменяет.
Поэтому в будни дети вынуждены более интенсивно трудиться, оставляя меньше времени на развлечения, но их они могут хотя бы перенести на один из выходных дней. Вопрос в том, способен ли отдельно взятый ребенок выдерживать такие нагрузки или ему лучше учиться на шестидневке, имеющей и свои преимущества.
Плюсы и минусы учебы на шестидневке
В выборе системы обучения с 6 днями «виноват» учебный план. Объем преподаваемых знаний никак не может позволить вместить его в стандартные 6-7 уроков без учебы в субботу.
Теоретически можно в какие-то будние дни сделать по 8 уроков, но впитываемость знаний на последних занятиях будет критически малой. В итоге утрачивается сам смысл такого урока, т.к.
дети приходят в школу не для того, чтобы учителя просто им что-то рассказали — ученики должны получить знания и запомнить определенный объем информации.
В целом именно факт увеличенного объема знаний является одним из плюсов шестидневной системы обучения.
Только школьникам в период обучение это кажется явным минусом, ведь из-за такого подхода у них больше уроков и домашних заданий.
Попутно даже непрофильная школа, применяющая 6-дневку, дающую возможность исключить наличие 7 уроков при более скромной программе обучения, обладает преимуществом перед образовательным учреждением, работающим только по будням.
В этом случае плюс заключается в возможности пораньше освободиться из школы, чтобы побольше отдохнуть, погулять или сходить на какой-либо кружок или посетить занятия в спортивной секции.
Причем если убрать уроки с субботы, то дети будут либо идти на дополнительные занятия голодными, либо не успевать к их началу, т.к. придут из школы поздно.
Поэтому наличие шестидневки в простых и специализированных школах дает такие плюсы:
- Появление свободного времени в будние вечера.
- Уменьшение объема ежедневных домашних заданий.
- Увеличение качества запоминания новой информации.
- Снижение физической и психоэмоциональной нагрузки.
- Меньшее количество перепадов настроения, вызванных усталостью.
- Появление возможности совмещать учебу с несколькими секциями и кружками.
Минусы у такой формы обучения тоже есть — родителям, работающим по будням, приходится занимать субботнее утро, семья теряет один общий день, у детей остается меньше времени на общение с друзьями по выходным.
Впрочем, последнее компенсируется тем, что благодаря меньшему количеству уроков по будням, дети могут пообщаться и среди недели. Поэтому этот недостаток играет роль только в случае несовпадения графиков в школах у друзей.
Также есть и еще одно нежелательное влияние — наличие только одного выходного дня часто является препятствием для семейных выездов на природу, посещения родственников, культурного отдыха.
По факту единственный выходной жаль тратить на множество дел, детям просто хочется выспаться, погулять, заняться хобби или просто пообщаться с близкими людьми, родителями и друзьями.
Законы о выборе графика работы образовательного учреждения
Выявляя какие школы перейдут на пятидневку, люди должны помнить о том, что законодательно образовательные учреждения не принуждают к такому процессу.
Гимназии и школы могут сами выбирать систему обучения, основываясь на контингенте, имеющейся программы, наличия свободных аудиторий и даже учитывая желания коллектива.
По сути введение пятидневки стараются осуществить большинство образовательных учреждений, имеющих возможность осуществить такой переход без ущерба для учащихся.
Закон об обязательном переходе на пятидневную систему обучения еще не вышел. Пока чиновники из сферы образования позволяют школам самим выбирать график работы. Обычно такое решение принимается «костяком» педагогического коллектива во главе с директором и завучами. Часто школы уже даже не рассматривают ежегодно этот вопрос — они просто продолжают функционировать в привычном режиме.
Что касается слухов, в которых сам Владимир Путин издал указ, требующий перевести всех школьников на 5 дней обучения в неделю, то это недостоверные данные. Министерство образования и высшее руководство страны понимают, что иногда лучше что-то рекомендовать для использования, а не приказать это делать.
Примером может служить рекомендация перейти на обучение в одну смену, но в некоторых школах такой возможности нет, поэтому и обязательного приказа по теме не существует.
Такая же история происходит и с выбором системы обучения, ведь часто в школах на местах многое виднее, чем из министерства или кабинета главы государства.
Комбинированные системы обучения и облегчающие факторы
Во всех образовательных учреждениях самые маленькие школьники занимаются по пятидневной системе обучения. При этом не вся начальная школа может похвастаться таким графиком занятий. Ряд лицеев и гимназий вводит занятия по субботам с 3 или 4 класса. Есть и обычные школы, практикующие шестидневку с четвертого года обучения.
Это даже сложно назвать комбинированным способом. К нему больше подойдет простой принцип разделения — малыши учатся 5 дней в неделю, а у детей постарше появляются занятия по субботам.
Такой подход к комбинированию применяет большинство школ, практикующих шестидневную систему обучения. Впрочем, есть и другие варианты организации школьных занятий.
Некоторые образовательные учреждения не совершают переход на пятидневку, а выбирают один или несколько способов, комбинирующих разные системы организации занятий.
Эти варианты можно использовать отдельно, совместно или чередуя:
- Начальная школа освобождается от уроков по субботам.
- На шестидневке учатся дети только из 9-11 классов.
- До 6 класса включительно дети занимаются на пятидневке.
- Школьники с 6/7 класса начинают заниматься через 1 субботу.
- По субботам занимаются только ученики профильных классов/школ.
- Школа имеет возможность предоставления выбора пяти- и шестидневной недели.
Последний вариант наиболее редкий, известны лишь единичные случаи. Обычно это связано с предыдущим пунктом, касающимся профильных классов.
Причем вероятность попасть по прописке в такую школу значительно выше в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и других крупных городах, нежели в малых населенных пунктах.
В остальном же графики у школ вариативны, к тому же не надо ждать когда начнется учеба, обычно к началу года образовательное учреждение уже точно знает будет ли работать по 5 или 6 дней в неделю.
Пятидневка в школах России в 2019-2020 году вполне реальна, но никто пока не планирует ее вводить на обязательной основе. Министерство образования рекомендует переход на 5-дневную систему обучения всем образовательным учреждениям, имеющим такую возможность.
Источник: https://v-2020.org/pyatidnevka-v-shkolax-rossii-v-2019-2020-godu